Рейтинг@Mail.ru
Библейские Часы 28 января 2018 г. - "Начало покаяния" • Архив Библейских часов
Имя пользователя:

Пароль:

Библейские Часы 28 января 2018 г. - "Начало покаяния"


Здесь выкладываются отрывки рассматриваемые молодёжкой на Библейских часах, толкования к ним и рассуждения на группе.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Правила форума
В этом разделе, после каждой воскресной встречи молодёжки им. свв. Царственных страстотерпцев на Библейских часах, будет открываться новая тема. В каждой теме будет предложен Библейский отрывок рассмотренный молодёжкой на Библейских часах, святоотеческое толкование к нему и, по возможности, - отрывки из рассуждений на группе. Таким образом те, кто не был на встречах, смогут хотя бы прочитать описание того что было и узнать что-то новое.
Открывает новую тему в этом разделе только Администратор или лицо уполномоченное Администратором.
В обсуждении каждой темы можно будет задать вопросы, которые кто-то не успел задать и таким образом тема станет онлайн-продолжением Библейской встречи.

Библейские Часы 28 января 2018 г. - "Начало покаяния"

Сообщение Владимир Гутман » 03 фев 2018, 22:55

Библейские Часы 28 января 2018 года - "Начало покаяния"

28 января 2018 года, в Неделю мытаря и фарисея, в трапезной Свято-Никольского кафедрального собора прошло новое собрание Православной группы по изучению Священного Писания имени Святых Царственных страстотерпцев. Участвовало 7 человек: Владимир Гутман и Алексей Борисов, Владимир Кошкин и Маргарита Патрушева, Андрей, Константин и Никита.

Мы читали Евангелие дня - притчу Иисуса о мытаре и фарисее (Лк 18, 10-14). Эта притча - одна из наиболее расходящихся в толкованиях: приведем два примера.

Святитель Феофан Затворник, XIX век:

"Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом".

Игумен Нектарий (Морозов), 28 февраля 2013 г.:

"А я вот думаю о фарисее из притчи и мне его почему-то очень жалко. И не только потому, что он вышел из храма «менее оправданным», чем мытарь, хотя и поэтому тоже. В сущности, что нам такого уж плохого о нем известно, чего это мы на него так ополчились, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей».
А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти?

По мне, так точно удастся.

«Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю...». Что в этом плохого? И что плохого в том, что он не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи»? Разве только то, что он сам об этом говорит, сам о себе свидетельствует... Но он же сам и благодарит за это: «Боже, благодарю Тебя». То есть понимает, судя по всему, что если бы не Господь, то не смог бы он устоять в добре, не совершил бы ни одного из дел добродетели, о которых тут речь.

Да, погрешает он, безусловно, в том, что допускает в сердце превозношение над «прочими», а особенно над плачущим о грехах своих мытарем, которого Бог за эти слезы и смирение уже оправдал. Но разве нет у нас причин для того, чтобы и его, фарисея, хотя бы отчасти, хотя бы чуть-чуть оправдать? Когда сам трудишься, подвизаешься, удерживаешься от греха, по крайней мере, делом, то так легко впасть в осуждение! Враг не оставит тебя в покое, но постоянно будет искушать видением грехов чужих, ярким и красочным. И не менее ярким и красочным видением твоих подвигов. И более того: «праведный» гнев будет рождаться в твоем сердце при созерцании чужих беззаконий: ведь беззаконнующий не просто позорит высокое звание человеческое, он Бога своими грехами оскорбляет! Как не сердиться на него за это, когда ты сам более всего боишься оскорбить Творца, почитаешь это за главное несчастье в жизни? Вот и фарисей, бедный, на этом неровном месте претыкается и падает. А мы и рады его, окаянного, пригвоздить к позорному столбу...

Только почему рады-то? Не потому ли, почему почти всегда нам так хочется кого-то «заклеймить», «приговорить» или, по крайней мере, принизить? Ведь только согласимся с помыслом о том, что кто-либо плох, никуда не годен, и, глядишь, мы сами окажемся не так уж плохи и сгодимся на что-нибудь. Вот и фарисея так сладко и так отрадно привычно осуждать! Можно уже и забыть о его вполне реальных добродетелях, можно не давать им никакой цены (они же отравлены гордостью и превозношением!), можно увериться, что с нас этого, внешнего, делания Господь не спросит, мы-то знаем, что внутреннее куда важней! Знаем и... внутренне сами же осуждаем фарисея и превозносимся над ним. И становимся, таким образом, судя по всему, фарисеями в квадрате, не меньше.

А вероятнее всего, и больше. Нам кажется, что мы все понимаем: вот «плохой фарисей», вот «хороший мытарь», грешный праведник и праведный грешник. Но когда на путях своей собственной жизни встречаем очередного «мытаря» (то бишь грешника), не замедляем с тем, чтобы и его осудить. Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся.

Но все же это не значит, что мы совсем пропащие. Милостив Господь, и если нет для нас другого шанса прозреть, то многоразличными образами Он попускает нам познавать наше убожество и окаянство, нашу предельную нищету и слабость, так что поневоле мы порой твердим уже не молитву того и молитву другого, а свою собственную: «Боже, благодарю Тебя, что дал мне познать и сердцем ощутить, что я, а не кто-то, хуже всех. Худость же свою с сокрушением исповедую и от сознания ее милости смиренно прошу».

Хотя... Почему только собственную? Может, и фарисей так же молился вскоре после описанного Господом эпизода? Не исключено. Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе..."


== ИЗ ОБСУЖДЕНИЙ ==

Владимир Гутман: Я такой же, как и вы. Я отличаюсь от вас только тем, что заранее готовлюсь к каждому занятию и читаю много материалов по каждому отрывку. [Комментарий Владимира Кошкина: Владимир отличается от нас ещё и тем, что он пока единственный человек, у которого есть благословение руководить нашими Библейскими Часами; мне в этом было отказано].

Владимир Кошкин: На многие Евангельские события и притчи есть святоотеческие толкования и есть толкования современных богословов, которые с ними расходятся. Нужны ли нам современные толкования или мы ориентируемся только на то, что в прошлом?

Владимир Гутман: Мы опираемся на толкования святых отцов, а современные толкования могут быть нужны как дополнение.

Владимир Кошкин: Пост два раза в неделю - это не как наш пост два раза в неделю. Это от вечера одного дня до вечера другого полное воздержание от пищи. Ограничение в пище, запрет на мясо и молоко - всё это было введено намного позже.

Владимир Гутман: Фарисеи постились два раза в неделю и давали десятину со всех доходов - намного более того, что предписывал Моисеев закон. Они были, по сути, монахи. А мытари собирали дань для римлян, для оккупантов Иудеи.

Никита: Собирали себе на карман.

Владимир Кошкин: Точно. Себе на карман.

Владимир Гутман: Они собирали намного больше положенного.

Владимир Кошкин: Скорее мытари, на современный взгляд, это не столько сборщики налогов, сколько коллекторы. Они покупали долговые обязательства и "выбивали" деньги из должников. А фарисеи - это как у нас "православные активисты" вроде Дмитрия Энтео, Виталия Милонова, Натальи Поклонской. Миряне с радикальными взглядами и радикальными действиями.

Алексей: Не надо искать таких на экране, среди известных личностей, они есть и тут, среди нас.

Владимир Кошкин: В современных толкованиях (например, протоиерея Александра Авдеева) я читал: Евангелие не осуждает ни того, ни другого, оно просто сравнивает этих двух людей. Фарисею не хватало покаяния, а мытарю не хватало благодарности. Господь говорит, что покаяние важнее, потому мытарь и пошёл домой более оправданным. А у протодиакона Андрея Кураева написано: фарисей гордился тем, что он не мытарь, а сейчас мытари гордятся тем, что они не фарисеи.

Владимир Гутман: Господь призывает к смирению. Он Сам говорит: ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 29). Смиренных считают слабыми, а они всё время побеждают.

Алексей: Считают слабыми, пока не познакомятся с ними ближе.

Владимир Гутман: Слава Богу, что мы это обсудили. Скоро Великий пост, и Церковь готовит нас к покаянию. Сегодня мы читали о фарисее и мытаре, в следующий раз будем читать о блудном сыне.

Владимир Кошкин: То есть сегодня о покаянии на словах, а в следующий раз о покаянии на деле. Впрочем, второго без первого не бывает.

Владимир Гутман: Точно.


====
Сегодня была общая молитва и угощение за общим столом, но без чаепития как отдельной части - просто любой мог взять себе еды и питья с общего стола во время собрания. Возможно, это лучший вариант, как и проведение собраний в трапезной. Поскольку Библейские Часы проходят вскоре после Божественной Литургии, это повод поговорить за общей трапезой о том месте Евангелия, которое на Литургии и читали. Для того, чтобы правильно его понять.

Благодарим всех, кто сегодня пришёл на нашу встречу. Помогай вам Господь!

Просим ваших молитв о помощи Божией нашему брату Александру, его брату Филиппу и отчиму Евгению. О здравии болящих Владимира и Маргариты. А также о том, чтобы форум strastoterptsy.ru, на котором выложен главный архив наших отчетов и который был основан именно как форум нашей группы, снова начал работу. {Когда мы это писали, мы не знали о резерве starstoterptsy.myfor.ru; но будет ли работать сайт strastoterptsy.ru?}

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

Изображение
Владимир Гутман
общественник
общественник

Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 141

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Империя Российская Империя
 
 
Cпасибо сказано: 63
Спасибо получено: 45 раз в 36 сообщениях

Вероисповедание: Православный христианин
 

Баллы за результативность: 74.03

Награды

Медали: 9
Герой Форума (1) Крест им. свв. Ц. стр-цев 3 ст (1) за первые десять сообщений (1) медаль кубка Ариана (1) пожелание прорваться (1) уважение (1) шесть лет Форуму (1) семь лет Форуму (1) девятая годовщина молодёжки (1)

Баллы репутации: 0
репутация под вопросом
        


Вернуться в Архив Библейских часов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron