Будем публиковать в этом разделе краткие святоотеческие размышления и, после прочтения, делиться своими мыслями по поводу прочитанного, размышлять на тему предложенного чтения, и не только.
Приглашаю всех форумчан-христиан принять участие в обсуждении!
Просьба к участникам темы высказывать все мысли пришедшие по поводу прочитанного.
Итак, продолжим, помолясь:
Сердце – начало и корень всех наших деяний. Что ни делаем внутри И вне нас, делаем сердцем – или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем, сердцем прощаем или озлобляемся; сердцем примиряемся или враждуем, сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся от Него; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся... Следовательно, чего на сердце нет, того нет вообще. Вера – не вера, любовь – не любовь, если их нет в сердце, это одно лицемерие; смирение – не смирение, но притворство, когда не в сердце; дружба – не дружба, но горшая вражда, когда только вовне проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует нашего сердца: "Сын мой! Отдай сердце твое мне" (Притч. 23, 26) (104, 1672-1673).
Сердце, а не язык есть место и седалище духовной мудрости (104, 1682).
Сердце здесь подразумевается не естественное, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как рассуждают философы, но иносказательно, как внутреннее человеческое состояние, расположение и склонности. Так надо понимать эти апостольские слова: "сердцем веруют к праведности" (Рим. 10:10) и слова пророка: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13:1). Естественное сердце, поскольку это начало жизни человеческой, у всех одинаково, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные члены, но иносказательно понимаемое – не одинаково, но у иного доброе, у иного злое (104, 1682-1683).
Вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца (104, 1686).
Покаяние состоит в перемене сердца (104, 1692).
Молитва должна быть в сердце (104, 1694).
Сердце веселится от плача духовного (104, 1694).
В сердцах через слово Божие действует Святой Дух (104, 1694).
Верою вселяется в сердце благодать (104, 1697).
Вера в сердце, что светильник в доме (104, 1697).
Благодать Святого Духа пишет на сердцах верующих закон жизни по Евангелию (104, 1672).
Любовь входит в сердце, очищенное покаянием (104, 1698).
Чем ближе приходит Бог со Своим светом и дарованиями к благочестивому сердцу, тем более оно познает свое ничтожество (104, 1700).
Сердце скрывает гнев или кротость - это обнаруживает обида (104, 1707).
Благость Божия в сердце человека чувствуется сильнее после искушения (104, 1707).
Если человек не обратился, всем сердцем к Богу, то молитва ему не принесет успеха (104, 1708).
Видишь, что на земле, хотя и сеется на ней семя, ничего не прорастает, если нет влаги. Так и в сердце человеческом: хотя оно и слышит Слово Божие, но не прорастает плод, достойный слова Божия, если не будет влаги Божией благодати. Потому нам повелевается так усердно об этом молиться: "Просите... ищите... стучите",- говорит Господь (Мф. 7:7). Это убеждает нас усердно молиться Богу, просить у Него благодати, чтобы мы ушами слышали слово Его, и сердцем творили. Без этого мы ни в чем не преуспеем, столь глубоко растленное имеем сердце. И, слыша слово Божие, не можем понять его и погрузить в сердце, а поняв, не можем исполнить, так что во всякую минуту нуждаемся в благодати Божией, содействующей нам в благочестии.
Святитель Тихон Задонский (1724 — 1783).