Рейтинг@Mail.ru
Размышления о молитве Господней • Богословские вопросы
Имя пользователя:

Пароль:

Размышления о молитве Господней


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Размышления о молитве Господней

Сообщение Сергий » 29 ноя 2016, 11:26

Молитва, автор которой Сам Господь и Бог наш Иисус Христос... Страшно даже помыслить о высоте этого авторства.

Митрополит Антоний Сурожский советовал, прежде прочтения какой-либо молитвы, обратиться к её автору. Ведь авторство большинства молитв нам известно и большая часть авторов - святые. Так что можно сначала помолиться кратко святому автору, а затем (с ним вместе) помолиться молитвой вышедшей из под его пера.

В отношении молитвы "Отче наш", очевидно, предваряющей молитвой должна быть молитва Иисусова...

А замечали ли вы, друзья, сколько глубинных смыслов содержится в краткой, казалось бы, молитве Господней? Книги посвящённые этой маленькой по числу слов молитве займут основательно места на полках...

Этой молитвой не получится молиться не вдумчиво. Стоит расслабить мысль и молитвословие превращается в пустое сотрясение воздуха. Мысль так и норовит потерять нить этой молитвы. Ведь по сути молитва Господня - это краткий конспект, разворачивая который мы получаем целую службу.

Недаром, молитва эта обычно предваряет каждое богослужение. Исключением, пожалуй, можно признать лишь современную практику совершения Всенощного Бдения, да и то - по Уставу Великая Вечерня предваряется малой вечерней, а там также вначале есть молитва Господня.

Пожалуй, эту молитву мы произносим чаще всего на дню. Исключая краткие молитвы для тех, кто следует практике чтения кратких молитв. И столь частое произнесение столь сложной молитвы, подчас замыливает духовные очи. Мы часто произносим великие слова на автомате, "бегом", походя. Забываем, что за слова произносим устами. Сколь велика сия словесная святыня.

Даже уже первое слово молитвы Господней должно настраивать нас на трепетное и благоговейное отношение к Тому, с Кем мы дерзаем говорить.

Обратимся же к святоотеческому наследию, дабы обновить в себе то что и так, наверняка, знали, да в суете будней, не то чтобы позабыли, а скорее перестали остро воспринимать. Итак, слово святому Киприану Карфагенскому:

О, какое к нам снисхождение, какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам при совершении молитвы перед лицом Божиим называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не позволил нам так молиться.

Какова высота! Сколь безмерны дары Божьи нам людям! Вставая каждый раз на молитву Господню будем же напоминать себе об этом, дабы совершать сию молитву не расслабленно, не на автоматизме, а разумно и со всевозможным благоговением!

И тут в спойлере уместно будет привести толкования на всю молитву Господню.


Св. Кассиан. Молитва Господня предполагает в молящемся состояние возвышеннейшее и совершеннейшее, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и в котором ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенною искренностью, как с отцом своим. Что мы, тщательно должны стараться достигнуть сего состояния, это внушают нам слова молитвы сей. Мы говорим: «Отче наш!» Если таким образом Бога, Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим, то вместе с этим исповедуем и то, что мы из состояния рабства совершенно приведены в состояние усыновленных чад Божиих.


Свт. Тихон Задонский. Из слов: «Отче наш!» научаемся, что Бог есть истинный Отец христиан, и они «все сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, как и дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают.

1-е прошение

Св. Кирилл Иерусалимский. «Да святится имя Твое». Имя Божие по естеству свято, хотя говорим, или не говорим cиe. Но поскольку иногда бывает оно в согрешающих и поругано, по сказанному: «из-за вас всегда имя Мое хулится у язычников» (Ис.52:5); то молимся, чтобы в нас святилось имя Божие; не потому, что Он из не святого делается святым, но потому, что в нас оно бывает свято, когда мы освящены и делаем достойное святыни.

Свт. Иоанн Златоуст. «Да святится имя Твое», говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца небесного, но все почитать ниже хвалы Его — вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! …Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда неизменяемую. …Ею созерцая и серафимы, славя Бога, так взывают: «свят, свят, свят» (Ис.6:3).

Св. Кассиан. Достигши столь высокой степени сынов Божиих, мы не можем не гореть свойственною добрым деяниям любовью, которая заставит нас во всем искать не своей пользы, но славы Отца нашего. Посему и говорим: «да святится имя Твое», чем свидетельствуем, что наше упование, наша радость — есть слава нашего Отца, последуя Тому, Кто сказал: «Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин.7:18).

2-е прошение

Св. Григорий Нисский. «Да придет Царствие Твое». Какое сладостное изречение! Им ясно приносим Богу следующее моление: «Да рассыплется сопротивная сила, да уничтожится дружина иноплеменников, да прекратится борьба плоти с духом, да не служит тело прибежищем неприятелю души, да явятся на мне царственное владычество, ангельская рука, тысячи исправляющих, тьма помогающих с правой руки, чтобы с противной стороны пала тьма враждующих». Сопротивник силен, но страшен и непреоборим для лишенных Твоей помощи, пока побораемый им один. А как скоро откроется Твое Царствие, «печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10), на место же их входят жизнь, и мир, и радование.

Св. Кирилл Иерусалимский. Чистой душе свойственно с дерзновением говорить: «да придет царствие Твое». Ибо кто послушал Павла, сказавшего: «да не царствует грех в смертном вашем теле» (Рим.6:12), и очистил себя делом, и мыслью, и словом, тот скажет Богу: «да придет царствие Твое».

Блаж. Феофилакт. «Да придет царствие Твое», т.е. второе пришествие: ибо человек с спокойною coвестью смело молится о пришествии воскресения и суда. Грешник не молится о царствии Божием; ибо не желает его пришествия, по причине ожидающих его там наказаний. Напротив праведник молит, чтобы оно пришло скорее, дабы ему освободиться от здешних искушений и успокоиться.

3-е прошение

Св. Киприан Карфагенский. Говоря: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», — не с тем, чтобы Бог вследствие нашей молитвы делал что хочет, но чтобы мы могли делать угодное Ему.

Св. Кирилл Иерусалимский. Божественные и блаженные Ангелы Божии творят Божию волю, как сказал Псалмопевец Давид: «благословите Господа вcе Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его» (Пс.102:20). Посему молясь: «да будет воля Твоя, и на земле, как на небе», мысленно говори: как в Ангелах совершается воля Твоя, Владыко, так да будет и во мне на земли.

Блж. Августин. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою, так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми.

4-е прошение

    Тертуллиан. Какой прекрасный божественная премудрость дала порядок молитвенным прошениям, — когда после небесного, т.е., имени Божия, царства Божия, воли Божией, дала место прошению и о земных потребах, хотя и говорил Господь: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33). Впрочем, слова: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», будем разуметь более в духовном смысле. Ибо Христос есть хлеб наш: Он есть жизнь и хлеб жизни, как Сам говорит: «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48); и еще несколько выше: «Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру»; и потом: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:32—33, 51); так что в хлебе есть и принимается тело Его. «Сие есть тело Мое» (Лк.22:19) говорит Он. О ядущих же тело Его и пьющих кровь Его Он сказал, что они в Нем пребывают, а Он в них (Ин.6:56). Таким образом, испрашивая хлеба насущного, мы молимся о непрестанном пребывании во Христе, через приобщение тела Его. — Но если и не в духовном смысле принять слова сии, и тогда это не чуждо будет духовного назидания. Ибо повелевается просить только хлеба, который один полагается необходимым для верных; о всем же прочем сказано: «всего этого ищут язычники» (Мф.6:32). Что самое и примерами подтверждает и притчами внушает Господь, когда говорит: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:26). Также: «подал бы... камень» кто сыну, хлеба просящему? (Мф.7:9) — Ибо здесь указывается, чего дети ожидают от Отца. Но и тот ночной проситель просил лишь хлеба (Лк.11:5). — Премудро приложил Господь: «дай нам на сей день», так как прежде Он уже внушал: «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34). К чему и притчу приспособил о человеке оном, у которого «был хороший урожай в поле», который, тогда как замышлял долго прожить в безопасности и довольстве, умер в ту же ночь (Лк.12:16—20).

Блаж. Феофилакт. Господь научает просить хлеба только «насущного», т.е., полезного для нашего существования и для поддержания жизни, отнюдь не лишнего, но необходимого.
   «Насущным» называет хлеб тот, который достаточен для сохранения нашего естества в силе. Словом же «день» устраняется забота о завтрашнем дне. — И тело Христово есть насущный хлеб, о неосужденном причащении которого нам должно молиться.


5-е прошение

Св. Григорий Нисский. Слово, простираясь вперед, вошло на самый верх добродетели. Ибо словами молитвы изображает, каким по его требованию должен быть приступающий к Богу; показывает, что он уже вне пределов естества человеческого и уподобляется по добродетели Самому Богу, так что, делая то, что свойственно делать одному Богу, по-видимому, и сам делается вторым богом. Ибо оставление долгов есть Божие свойство, и свойство преимущественное, — сказано: никто не «может прощать грехи, кроме одного Бога» (Лк.5:21). Поэтому если кто в жизни своей уподобился отличительным чертам Божия естества, то сам некоторым образом делается тем же, с кем сходство показал в себе точным уподоблением.

Св. Кирилл Иерусалимский. «И прости нам долги наши...» Ибо много у нас грехов; падаем и словом и мыслью, и весьма много делаем достойного осуждения. Почему «если говорим, что не имеем греха», то скажем, как говорит Иоанн (1Ин.1:8). «Как и мы прощаем...» И с Богом вступаем в договор, умоляя Его прощать нам грехи, как мы прощаем долги ближних. Поэтому, представляя в уме, взамен чего и что получаем, не станем ждать и медлить взаимным друг другу прощением. Поступки против нас сделанные малы, неважны, удобозаглаждаемы; а грехи, сделанные нами против Бога, велики и имеют нужду в человеколюбии, свойственном одному Богу. Посему будь осторожен и, по причине неважных и малых прегрешений против тебя, не загради для себя возможности получить от Бога прощение в самых тяжких грехах.

Свт. Иоанн Златоуст. Далее, — так как случается грешить и после купели возрождения, то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших, и так говорить: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол, и после неизреченно великого дара оправдания, Он опять согрешающих удостаивает прощения. А что эта молитва принадлежит верным, — показывают как уставы Церкви, так и начало самой молитвы Господней. Непросвещенный верою не может Бога называть Отцом. Если же молитва Господня принадлежит верным, и если она повелевает им молиться об отпущении грехов, то явно, что и после крещения не уничтожается благодетельное употребление покаяния. Если бы Христос не хотел показать этого, то не заповедал бы и молиться таким образом. Когда же Он упоминает и о грехах, и повелевает просить их прощения, и научает, каким образом мы можем получить это прощение, и тем самым делает для нас легким путь к получению его, то, без сомнения, дал этот закон молитвы потому, что и сам совершенно знал, и нам желал внушить, что и после крещения можно омыть грехи.

6-е прошение

Тертуллиан. К пополнению столь спасительной молитвы («прости нам») прибавил Господь: «не введи нас во искушение», научая нас не о том только молиться, чтобы оставлены были нам грехи наши, но и о том, чтобы они совсем предотвращены были. «Не введи нас во искушение» значит — не попусти нам быть введенными в искушение тем, кто искушает. Да не будет нам думать, будто Бог искушает, — ни в том смысле, чтобы узнать веру нашу, как бы не знал ее, ни тем более в том, чтобы порадоваться нашему падению: неведение и злоба суть принадлежности диавола. Бог повелел Аврааму принести в жертву сына не для узнания его веры, а для показания ее, чтобы в нем дать нам образец повиновения повелению Божию, как только оно получено, не ставя дороже Бога самых кровных своих. Господь, попустив быть Себе искушаемому от диавола, указал тем, кто председатель и художник всякого искушения. Это подтвердил Он и когда после сказал: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк.22:40). Они уже были искушены, потому что оставили Господа (одного молиться), возжелав более ее (напасти), чем молитвы. Сему соответствует и заключение молитвы: «но избави нас от лукавого», истолковывая, кто есть вводящий во искушение.

Симеон Солунский. «И не введи нас во искушение». Ибо много наветников, полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от тела, от невнимания души, которые встречают всех, — и ревностно подвизающихся и нерадивых, — только искушения праведных обращаются им во благо, служа к испытанию их и преуспеянию. И праведным «терпение нужно» (Евр.10:36); потому что «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41). От искушений же таких, презришь, например, брата, или обидишь его, или скорбь ему причинишь, божественное что презришь, или понерадишь о нем, — кто бывает свободен? — Почему молясь о прощении того, в чем погрешаем против Бога и брата, потому что сами прощаем и милуем, праведно молимся и о том, да не войдем в искушение. Будь и праведен кто, не должно ему мнить о себе; ибо смиряться, миловать и прощать и есть праведность.

7-е прошение

Св. Кассиан. Наконец следует: «но избави нас от лукавого», т.е., не попусти нам искушенным быть от диaвoлa сверх нашей силы, но «при искушении дай и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1Кор.10:13).

Св. Григорий Нисский. Восстав скажем Богу: не введи нас «в напасть», т. е. в бедствие настоящей жизни, «но избави нас от лукавого», приобретшего силу в этом мире, от которого да избавимся и мы по благодати Христа Господа.

Св. Киприан Карфагенский. После всего к концу молитвы приходит заключение, кратко выражающее все наши моления и прошения. В конце говорим: «но избави нас от лукавого», разумея под тем всякие беды, которые в этом мире замышляет против нас враг и против которых у нас будет верная и крепкая защита, если избавит нас от них Бог, если по нашему прошению и молению Он дарует нам Свою помощь. Затем, после слов: «избави нас от лукавого», не о чем уже более и просить: мы просим покровительства Божия против лукавого, а получивши таковое покровительство, мы уже безопасны и защищены от всех козней диавола и мира. В самом деле, чего бояться со стороны мира тому, кому в этом мире защитник Бог?

Славословие

Блаж. Феофилакт. Здесь ободряет нас: ибо если Отец наш есть Царь славный и сильный, то при твердой вере мы, без сомнения, победим лукавого и в последствии прославимся, т.е. когда Он будете воздавать всем по делом.

Симеон Солунский. Мы немощны. Сам Ты, Отче, избавь нас от лукавого. «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». И кто посмеет напасть и оскорбить тех, над которыми царствуешь, Ты Владыко и Господи, и над Ангелами господствующий? И кто противостанет силе Твоей? — Никто. Ибо Ты как всех создал, так и хранишь всех. Или кто против славы Твоей постоит или дерзнет умалить ее, все концы объемлющую? Ибо ею исполнены небеса и земля; и она была присуща Тебе прежде бытия небес и Ангелов. Ты один присносущь и вечен, и слава Твоя, Отца и Сына и Святаго Духа, равно как и царство, и сила, во веки. Аминь. То есть — истинно, исповедуемо, всенесомненно Ты Царь и сильный, и преславный во веки.


Но возникает вопрос - если столь глубока, столь многомерна молитва "Отче наш", столь много требуется внимания при её произнесении, то оправдано ли столь частое её употребление за богослужением и в повседневной жизни христианина? Не лучше ли было оставить её чтение лишь раз в день, чтобы редким употреблением способствовать более благоговейному настроению? Отнюдь. Ведь ЛЮБАЯ молитва требует максимальной концентрации и вниманию. Молитвы менее конспективные, более простые для восприятия как раз легче НЕЗАМЕТНО для себя потерять из внимания. Молитва же Господня, чуть ты ослабь внимание - ЯВНО уйдёт из разума, оставшись лишь на устах. Так что и тут молитва Господня является для нас учебником молитвы. Только если текст её - это учебник для гимнотворцев, то практика её - учебник аскетики.
Изображение


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Сергий
Старший Администратор
Старший Администратор
форумиралиссимус
форумиралиссимус

Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 22739

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
Откуда: Хабаровск
 
 
Cпасибо сказано: 2334
Спасибо получено: 1135 раз в 1001 сообщениях

Реальное имя: Сергий
Именины: 08.10.1979
Статус: ___________________________

Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
___________________________________
Вероисповедание: Православный христианин
Skype: sergiy2344
 

Баллы за результативность: 407.02

Награды

Медали: 292
Герой Форума (1) Лидер результативности года (1) Респект и Уважуха (1) Лидер результативности месяца (1) кубок Ариана (11) Пасхальный Крест 1 ст. (2) Пасхальный Крест 2 ст. (1) Крест им. свв. Ц. стр-цев 1 ст (3) Крест им. свв. Ц. стр-цев 2 ст (1)
Крест им. свв. Ц. стр-цев 4 ст (1) основателю (1) основaтелю (1) создателю форума (1) за дизайнерское оформление (1) за первые десять сообщений (1) за первые сто сообщений (1) за первые пятьсот сообщений (1) за первую тысячу сообщений (1)
за первые две тысячи сообщений (1) за первые три тысячи сообщений (1) за первые 4000 сообщений (1) за первые 5000 сообщений (1) за первые 6000 сообщений (1) за первые 7000 сообщений (1) за первые 8000 сообщений (1) за первые 9000 сообщений (1) за первые десять тысяч сообщен (1)
за первые 11 тыс. сообщений (1) за первые 12 тыс. сообщений (1) за первые 13 тыс. сообщений (1) за первые 14 тыс. сообщений (1) за первые 15 тыс. сообщений (1) за первые 16 тыс. сообщений (1) за первые 17 тыс. сообщений (1) за первые 18 тыс. сообщений (1) за первые 19 тыс. сообщений (1)
за первые 20 тыс. сообщений (1) за первые 21 тыс. сообщений (1) за первые 22 тыс. сообщений (1) за наибольшее число сообщений (1) за неплохое название группы (1) за первое место в конкурсе (3) за второе место в конкурсе (7) за третье место в конкурсе (2) поощрительная медаль конкурса (3)
за орг-цию и провед-е конкурса (8) самому активному (1) за отличный пост 1 ст. (20) за отличный пост 2 ст. (29) за отличный пост 3 ст. (13) медаль Ариана (1) медаль кубка Ариана (3) за отличный пост 4 ст. (3) спасибо (13)
симпатия (5) ты - лучший (1) плюс (3) от любящей (1) дружба (8) хорошему модератору (3) за чувство юмора (1) улыбка (2) сочувствие (1)
поддержка (5) поздравление (8) за хорошее фото или рисунок (2) за хорошую поэзию (1) за хорошую прозу, публицистику (1) за оригинальную аватарку (3) за оригинальную подпись (2) за оригинальный юзербар (1) за оригинальный статус (1)
за хорошую ЛС-ку (7) извинение (1) за благородный поступок (6) за помощь в трудных обст-вах (4) за путешествие или Крестн. ход (5) цветок (3) за встречу (4) спасатель блондинок (2) уважение (5)

Баллы репутации: 138
добрыйдобрыйдобрый
        


Вернуться в Богословские вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron